С Мишей я познакомился в одном из китайских мегаполисов. Судьба нас свела случайно и ненадолго. Всего на час. Или на полтора. Но запомню я его на всю жизнь. Ведь Миша – это символ ушедшей эпохи.
Мы встретились с ним на одной из торговых площадей большого двадцатимиллионного города. Его миссия заключалась в том, чтобы познакомить нас с одним поставщиком. Просто познакомить. Дальше — мы сами.
Миша пришел на встречу вовремя. Без опоздания. И я сразу понял, что Миша – это Миша. Я его узнал. Его голос по телефону полностью соответствовал его внешности. Сорок пять лет. Невысокий. Плотно сбитый, небольшой живот, толстая шея, рыжая цепь, короткая стрижка. На Мише были черные джинсы и футболка с надписью “D&G”. По мишиному лицу было понятно, что жизнь здорово поелозила его об неструганный забор.
Мы подошли и поздоровались.
Он молча вытащил из нагрудного кармана зеленую пачку «Даблминт», распаковал ее и положил одну из пластинок себе в рот, скомкал фантик и небрежно швырнул его на асфальт. Затем осмотрел нашу четверку и сказал:
— Ну что, по коням?!
Миша ловко, со свистком, остановил такси на узкой, оживленной улочке. Мы вчетвером загрузились на заднее сиденье, Миша сел вперед. Водитель-китаец оглянулся, пересчитал нас, замахал руками и затараторил, что пятерых он не повезет. Миша отреагировал моментально:
— Давай не вайдось, захлопнись, мля!.. – гаркнул Миша водителю по-русски. – Тебе платят, а ты еще вопишь! Давай вперед, мля!
Одновременно с этим Миша прокричал в трубку мобильного телефона:
— Слышь, это… мы в такси, скажи водиле адрес, щас я ему суну трубу.
И Миша воткнул свой мобильник таксисту в ухо.
Таксист подхватил телефон и инстинктивно включил первую. Сзади надрывались гудки остановившихся из-за нас машин. Мы тронулись.
Автомобиль вырулил на одну из центральных улиц. Миша повернулся к нам, сидящим сзади, вполоборота и спросил:
— Ну че? Как вам город? Сориентировались?
— Да… — ответили мы неопределенно. – Вполне.
— Как бизнес? Закупились уже?
— Мы как раз в процессе.
— Давайте не зевайте! В Китае быстро все надо делать! Чих-пых и готово! А то обгонят. Жуков тут, мля, много развелось. Все щас такие шустрые…
Мы проехали еще пару километров.
— Короче, я вас щас познакомлю с человеком. Он тут центровой поставщик по вашей теме. Ну, щас приедем на точку, все посмотрите сами. Сориентируйтесь. С ним вся Россия работает и бывший Союз тоже. Нормально там все. Не парьтесь.
— Да, Миша, спасибо, что согласились нам помочь, мы и не знаем, как вас отблагодарить…
— Так че меня благодарить… ладно уж… че там, я ж не девочка, чтоб меня благодарить.
— А вы, Миша, давно тут в Китае живете? – спросил я.
— Пятый год пошел. Отбываю.
— Говорите по-китайски?
— Что я, ненормальный что ли, пускай они русский учат, – пошутил Миша.
— А чем вы тут занимаетесь четыре года? – мне было действительно интересно. Я разглядел в Мише что-то уникальное.
— Чем я занимаюсь?.. А че, тебе так важно знать?
— Да нет… Я просто спросил…
— Занимаюсь тем, что не мешаю жить другим! – сказал Миша. – Важно не то, чем ты занимаешься, а то, по каким понятиям ты живешь.
И тут я понял, что в глубине души Миша философ!
Через 15 минут мы сидели в скромном офисе одной небольшой компании. Директора не было на месте, и нам пришлось какое-то время подождать. Мы устроились на диване, а Миша сел напротив нас прямо на рабочий стол одного из сотрудников. Одну ногу он подогнул под себя, второй – покачивал в воздухе.
Миша вытащил из кармана мобильник и набрал номер.
— Ну,ты че, где?.. Да… Ну, да, я же говорю, все тут уже, вся банда в сборе!.. Все. Давай…
— А вы че сели? Вот образцы… — Миша указал на стенд с образцами. – Давайте смотрите! Если че не понятно – спрашивайте. Я помогу в меру знаний.
Мы принялись разглядывать образцы. Появились вопросы. Логичные и предсказуемые вопросы. Такие, какие обычно задают покупатели продавцам. О количестве, сроках, гарантиях и т.д. За неимением никого другого, мы начали задавать их Мише. И Миша отвечал. «В меру знаний». Ответы его были феноменальны! Мы поняли, что Миша «плавает», и перестали. Не было смысла.
А Миша, тем временем, стал рассказывать нам про бизнес и жизнь в этом гигантском китайском городе. Про тот бизнес, каким видит его Миша. И про ту жизнь, какой он живет. Я слушал его, как зачарованный. Как под гипнозом. Я не мог оторваться от его монолога. Миша просто завладел моим разумом…
И, хотя в его словах смысла было не больше, чем в болтовне пятилетнего ребенка, но дело тут не в смысле, а в самих этих словах. Точнее, в выражениях.
«Я тут центровой парень. На районе меня все знают…»
«Останови любого поганого китаезу на рынке, спроси, кто такой Миша, тебе за меня любой расскажет…»
«У меня проблем не бывает. В этой комнате, в этом офисе – проблем нет. Слышь, ты ваще забудь это слово…»
«Есть деньги – есть товар! И покупатель рад, и Мише, мля, гонорар…»
«У нас тут бизнес честный. Мы не гнем три цены. Видишь, как ходим – джинсы, футболочка, мобильник за сто юаней… Хуль понтоваться. Мы не жируем. Честно у нас все. Прозрачно.»
«Ты мне это… такие вопросы не задавай. Я таких слов не знаю. Я парень простой. Сейчас хозя придет – с ним потолкуешь, он тебе все разложит…»
Через какое-то время пришел директор. Мы задали свои вопросы и получили на них спокойные и очень внятные ответы. Мы узнали массу новой и полезной информации. И прямо на месте сделали первый небольшой заказ.
Когда настало время прощаться, Миша решил проводить нас до такси. При выходе из офиса он ущипнул секретаршу, стоявшую у дверей, за попу. Та захихикала и спрятала свои узкие глаза. А Миша наклонился к ней и произнес: «Ути, моя сладенькая, ммуууу!»
В коридоре Миша предложил нам свою помощь в отправке грузов. «У меня проблем нет. Быстро. Честно. Без распиздяйства. Я уже 10 лет в этой теме». Когда мы спускались в лифте на первый этаж, Миша сказал, что может помочь перевести деньги: «Из Китая в Россию, из России в Китай – любые суммы. Нет проблем, все легко». При выходе из здания Миша поинтересовался, нет ли у нас «трудностей» в России. Потому что, если есть, то у него «свои люди поставлены и в Москве, и в Питере, и в Екатеринбурге, и даже в Нижнем Тагиле». В общем, в таком деле как доставка товаров из Китая Миша был просто незаменимым человеком.
Когда мы прощались и жали друг другу руки, Миша сказал:
— Слышь, а у тебя это… визитка-то есть?
— Есть.
— Ну, ты мне дай. Мало ли. Может, будут темы, так я позвоню.
Я вытащил визитку и по китайской привычке двумя руками протянул ее Мише.
— А у меня визитки нету… Так-то есть, но закончились. Много общаюсь. Все раздал. Ты запиши мой мобильный, на всякий случай, – сказал он и продиктовал номер.
— Миш, а какая у тебя фамилия? – спросил я, сохраняя контакт.
— Зачем тебе моя фамилия? Тебе она все равно ни о чем не скажет. Меня тут все знают просто как Мишу. Понятно?
— Понятно.
Я нажал «сохранить», и в моем телефоне стало одним контактом больше.
Позже я узнал, что Миша действительно знает многих. И многие тоже знают Мишу. Но никто мне так и не сказал, чем именно он занимается. На чем специализируется и в какой сфере работает. Да это и не важно. Ведь важно «не то, где ты работаешь, а то, как ты живешь!» Ну, вы помните…
Вы сейчас, наверное, сидите у своих мониторов, читаете эти строки и удивляетесь. А между тем, в этот самый момент на противоположном конце земли, где-то на юго-востоке Китая, в одном гигантском мегаполисе по узеньким и оживленным рыночным улочкам идет такой странный человек в футболке “D&G” и с рыжей цепью на толстой шее. Миша без фамилии. Невымерший мамонт. Предприниматель, застрявший в девяностых…
magazeta